История предприятия

В соответствии с Приказом № 595-п от 30.12.1980 г. Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР(ГУГКСССР),

1 января 1981г. в г. Тюмени на базе экспедиций № 161, № 166, №167 создано Предприятие № 22. До этого все три экспедиции входили в состав Предприятия №9 (до 1961г. Свердловске
АГП). Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979г. основными задачами Предприятия № 22 являлось: «…наиболее полное обеспечение народного
хозяйства Уральского экономического района в аэрофотосъёмочных, геодезических, топографических и
картографических работах».

Предприятие было создано в период интенсивного развития Западно-сибирского нефтегазового комплекса, когда была поставлена задача «миллион тонн нефти и миллиард кубометров газа из недр Тюменской области в сутки». Только на Самотлорском месторождении нефти в то время за год бурилось около тысячи скважин.

Предприятие № 22 вошло в подчинение Предприятия №9, которое после этого было переименовано в ПО
«Уралаэрогеодезия».

Руководство и отделы предприятия разместились в здании экспедиции №165, которое снесено несколько лет назад. В предприятии сразу началось строительство производственных зданий.

С 1 января 1988г., согласно приказу ГУГК СССР № 612-п, Предприятие № 22 стало самостоятельным, а в апреле 1989 г. переименовано в Западно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие (ЗапсибАГП). Статус ФГУП (Федеральное государственное унитарное) предприятие получило в 2001г.

В 2003 г. аппарат предприятия и экспедиции переехали в новое здание, построенное в сложный период перестройки. В 2004г. экспедиции стапи филиалами предприятия.

лесаЭкспедиции, вошедшие в состав предприятия №22, работали задолго до его образования. Опорную
государственную геодезическую сеть — ряды триангуляции 1 класса геодезисты и топографы начали создавать ещё в годы Великой Отечественной войны. Созданная по аэрофотоснимкам 1949г. карта масштаба 1:100 000 служила основой при выполнении геологических работ на территории  Тюменской области. С 1951 по 1982 год отрядами и экспедициями построены и выполнены наблюдения 7083 пунктов триангуляции 2 и 3 классов. Выполнено нивелирование I класса с закладкой грунтовых II фундаментальных реперов 5540 км, нивелирование II класса — 5970 км, проложены тысячи километров нивелирования IV класса. После этого экспедициями выполнялись работы по развитию сплошных сетей триангуляции 2 и 3 классов и созданию топографической карты масштаба 1:25 000 на обширной территории Тюменской области от степей Казахстана до Ледовитого океана. Последние «белые пятна» картой масштаба 1:25 000 на территории области были закрыты в 1991 г.

После открытия в области месторождений нефти и газа срочно потребовалось геодезическое обоснование и
подробные карты для их освоения. Первопроходцем на этом виде работ была экспедиция №165 на Западно-Сургутском месторождении нефти в 1974 и 1975 годах. На основе опыта полевых работ была разработана подробная технология создания в быстрые сроки планов наземных и подземных сооружений нефтепромыслов в масштабах 1:5 000 и 1:10 000 по материалам аэрофотосъёмки. Эта технология была воплощена в «Комплексную систему управления качеством» Предприятия №9 (РТМ9-23-80), а затем ПО «Уралаэрогеодезия» (РТМ 9-23-87} и приказами введена как обязательная для всех экспедиций, выполняющих работы на нефтяных и газовых месторождениях. В последующем по этой технологии выполнены съёмки на многих месторождениях Тюменской, Томской областей, в Башкирии и в Татарстане.

Эти РТМ актуальны до настоящего времени, несмотря на то, что частично изменилась система обустройства месторождений.Кроме этого, выполнялись срочные работы по созданию карт масштаба 1:10 000 для строительства железной дороги Тобольск-Сургут-Новый Уренгой, Сургутской ГРЭС-2, для переброски вод сибирских рек в Среднюю Азию, для мелиорации земель, создавалось геодезическое обоснование для строительства новых городов по Постановлению правительства №241.

В 80-тые и 90-тые, так называемые сейчас «застойные» годы, в Тюменской области на новом месте построены города Нефтеюганск, Новый Уренгой, Ноябрьск, Лангепас, Покачи, Лянтор, Муравленко, Губкинский, Радужный, Нягань, Белоярский, а также Нижневартовск, Мегион, Когалым, Надым, Пыть-Ях, Югорск на месте бывших посёлков. Экспедиции на полевые работы выезжали на все лето (сезон). Руководители бригад зимой готовили рабочие проекты, проходили обязательную техучёбу по технологии работ и технике безопасности со сдачей экзаменов. В районах работ заранее организовывались полевые базы, где находились начальники партий, небольшие склады для спецодежды, снаряжения и продуктов. Бригады строителей геодезических знаков, маркировщиков и топографов вылетали в «поле» в марте. Рабочие нанимались в Тюмени или на базах партий.

Наблюдатели (высокоточные измерения на геодезических пунктах) начинали работы в мае, а дешифровщикиприбор в июле, после спада воды в реках. Все работы выполнялись в северных, необжитых, заболоченных районах Тюменской области, в тайге и в тундре. На базах партий устанавливались радиостанции для связи с полевыми бригадами и с предприятием. В каждой полевой бригаде, которых в экспедициях за сезон создавалось до 40 бригад, была походная радиостанция «Недра» (позже «Карат»). Двухразовая связь бригад с базой была обязательной.
Переброски строителей и наблюдателей осуществлялись вертолётами МИ 4 (позже МИ-8). Применялись и самолёты АН-2 (зимой на лыжах, а летом на лодках). Аэродромами для них служили многочисленные озёра на севере области.

Топографы работали пешком. Их перебрасывали вертолётами только на новые участки работ. Часто из пункта на пункт, нагружённые приборами, пешком ходили и наблюдатели. Самими тяжёлыми для работы для всех был май, когда снежный наст уже не держит на лыжах веса человека с рюкзаком и приборами и конец июня, когда разливаются все реки и ручьи, а затем появляются комары, мошка и слепни всех пород. Для строителей в таёжных районах труднее всего было переносить на лыжах свежесрубленные брёвна к месту сборки геодезических сигналов высотой до 40 метров. Сначала под пункт вырубалась площадка размерами 50 на 50 метров, и из этого леса строился сигнал. Раньше сигналы в рядах триангуляции 1 класса строились четырёхгранными, наращиванием ярусов снизу вверх. Это были капитальные сооружения. Для измерений углов на пунктах триангуляции 1 класса применялись теодолиты ТТ- 2/6, комплекты которых
состояли из трёх частей общим весом 98 килограммов. Из-за больших расстояний между пунктами угловые измерения выполнялись только ночью, на светящиеся фонари (гелиотропы).

Позже, для пунктов 2 и 3 классов, начали строиться трёхгранные сигналы, со сборкой боковых рам и соединением их на земле. Для сборки сигналов использовались специальные кованые гвозди длиной от 22 до 61 см. Сначала в ошкуренных брёвнах просверливались отверстия, а затем кувалдой забивались гвозди. Подъём сигнала выполнялся с помощью самодельного ворота, с применением тросов и блоков. С появлением техники строительные бригады стали снабжаться бензопилами «Дружба» и мотолебёдками «Муравей». Якоря («ноги») сигнала закапывались на глубину до двух метров. Это был тяжёлый физический труд. Появившиеся в то время вездеходы ГАЗ-71 не могли работать в тайге. Их применяли только в лесотундровых и тундровых районах.

Маркировка плановых опознаков в лесных районах производилась вырубкой площадки 40 на 40 метров. В центре площадки на дереве закреплялась высокая веха с флагом, для засечки с пунктов триангуляции. В тундровых районах маркировка выполнялась выкладкой материи.

8Для топографов, выполняющих нивелирование и планово-высотную подготовку, сложным было лето, когда оттаивали болота. Под каждую ножку штатива и нивелирные рейки нужно было забивать колья до полутора метра длиной, а отсчёты на приборе брать, не шевелясь, затаив дыхание. Проложение нивелирных и высотных ходов в таёжных районах связано с постоянной рубкой визирок. Накомарник и резиновые болотные
сапоги — это постоянное снаряжение днём и марлевый полог ночью. «Диметил» и «Дэта», спасали только на отдыхе. При движении с грузом эти препараты вместе с потом невыносимо жгли лицо и глаза. В палатках в спальных мешках ночевали только строители и наблюдатели. Топографы, нивелировщики и дешифровщики в палатках ночевали только зимой. Их ночлег каждый день был на новом месте под открытым небом у костра.

Часто при работе в зимнее время для топографов применялся метод «двух лагерей», перебрасываемых вертолётом по мере выполнения работ через 20 — 30 километров. Для отпугивания «хозяев тайги» — медведей, каждой бригаде выдавался карабин (затем ружьё) и ракетный пистолет с 14 патронами. Продукты в
бригады доставлялись вертолётами при перебросках. Иногда для бригад, движущихся по маршруту продукты развозились вертолётами заранее по маршруту движение бригады и в мешках подвешивались на деревья. Случалось, что часть продточек разорялось медведями. Полевой сезон продолжался до ноября.

Летом в Тюмени на базах экспедиций оставались только женские бригады стереорисовщиков и вычислителей.1968г Стереорисовка рельефа выполнялась сначала на настольных приборах СТД-2, а затем на универсальных приборах СД и СЦ. Часто стереобригады экспедиций работали в две смены. В межполевой период на стереорисовке работали и полевые топографы. Вычислители уравнивали нивелирные ходы,
подсчитывали невязки в треугольниках по материалам измерений на пунктах триангуляции, вычисляли координаты плановых опознаков, составляли каталоги координат и высот пунктов и реперов. Калькуляторов, или других вычислительных машин в то время не было, поэтому в камеральных и полевых бригадах для вычислений превышений или координат использовались арифмометры «Феликс», различные таблицы логарифмов и обычные конторские счёты.

В те годы существовала острая проблема недостатка кадров. В экспедициях в межполевой период постоянно
организовывались курсы по подготовке строителей геодезических знаков, топографов и стереорисовщиков. Преподавателями были главные инженеры экспедиций, их заместители, редакторы и опытные исполнители.

Каждое подразделение, входящее в состав ФГУП «ЗапсибАГП», имеет свою историю.

 

Филиал ФГУП «ЗапсибАГП» «Экспедиция №161».

В 1939 году в г. Ульяновске бывшей Куйбышевской области был сформирован астрономо-геодезический отряд № 4 Московского АГП. В годы Великой Отечественной войны отряд № 4 работал в разных районах Тюменской области. С 1945 по 1951 г. отряд выполнял работы по созданию государственной геодезической сети — ряды триангуляции I класса. В 1951 году отряд переведён в подчинение Свердловского АГП. В 1965 году отряд № 4 был переименован в экспедицию № 161 Предприятия №9.

Руководителями отряда № 4 (экспедиции № 161) были: Лысенко Андрей Алексеевич, Брыков Иван Васильевич, Родин Фёдор Фёдорович, Морозов Виктор Васильевич, Шляхов Анатолий Алексеевич, Вицан Иван Дмитриевич. В настоящее время филиалом ФГУП «ЗапсибАГП» «Экспедиция №161» руководит Маслихов Владимир Николаевич.

Главными инженерами были Ильчук Григорий Павлович, Белых Анатолий Георгиевич.

 

Филиал ФГУП«ЗапсибАГП» «Экспедиция №165»

В 1960 г. в Свердловском АГП образована отдельно-действующая партия (ОДП) в составе 12 человек. Место
базирования — посёлок Октябрьское, Ханты-Мансийского автономного округа. ОДП занималась постройкой пунктов, наблюдениями триангуляции 2 и 3 классов, нивелированием IV класса. В 1961 г. ОДП переименована в отряд №142 Свердловского АГП, которое в том же 1961 г. было переименовано в Предприятие №9. В 1963 г. отряд №142 перебазировался в город Ханты-Мансийск, а в 1965 г. — в город Тюмень. В 1966 г. отряд №142 переименован в экспедицию №165 Предприятия № 9.

Первыми руководителями экспедиции № 165 были: Кузин Лев Вячеславович, Куминов Пётр Никифорович, Перфильев Евгений Сергеевич, Карпенко Иван Михайлович, Левченко Василий Селивёрстович, Ковяро Владимир Николаевич, Сильванский Анатолий Владимирович. В настоящее время филиалом ФГУП «ЗапсибАГП» «Экспедиция № 165» руководит Забекин Андрей Владимирович.

Главными инженерами были: Сильванский Анатолий Владимирович, Карпенко Иван Михайлович, Куминов Пётр Никифорович, Бабенко Юрий Николаевич, Егоров Леонид Ильич.

Филиал ФГУП «ЗапсибАГП» «Экспедиция №167».

В январе 1954 г. организована отдельно-действующая партия (ОДП) Свердловского АГП в с. Косулино Свердловской области. В 1956 г. на базе ОДП в городе Сысерти Свердловской области создан геодезический отряд № 137. В 1958 г. геодезический отряд № 137 объединился с топографическим отрядом № 138 и образовался объединённый топографический отряд № 137. В 1962 г. отряд № 137 Предприятия №9 перебазировался в город Тюмень. В 1965 г. отряд № 137 преобразован в экспедицию № 167 Предприятия №9.
№№ Первыми руководителями отряда № 137(экспедиция № 167) в разные годы были: Кураков Анатолий Тихонович, Чернявский Григорий Александрович, Потейко Виктор Константинович, Лепарский Евгений Анатольевич, Плохотников Владимир Сергеевич, Оболенский Николай Николаевич, Яхман Валентин
Вильгельмович, Эдель Иван Иванович. В настоящее время филиалом ФГУП «ЗапсибАГП» «Экспедиция № 167» руководит Тэн Виктор Юрьевич. Главными инженерами были: Потейко Виктор Константинович, Эдель Иван Иванович, Кузеванов Владимир Семёнович, Рыбалов Александр Иванович, Носова Галина Владимировна.

 

Ноябрьскии филиал ФГУП «ЗапсибАГП» «Экспедиция № 171».

Экспедиция № 171- Ноябрьский филиал «Экспедиция №171» организован 1 апреля 1988 г., по просьбе ПО
«Ноябрьскнефтегаз». Место базирования Экспедиции № 171-город Ноябрьск, Ямало-Ненецкого автономного округа. Руководителями Экспедиции № 171 были: Пыльнев Анатолий Иванович, Карташов Петр Николаевич.

В настоящее время ноябрьским филиалом «Экспедиция №171» ФГУП «ЗапсибАГП» руководит Кряжев Антон Владимирович, главный инженер-Артемьев Алексей Васильевич.

 

Цех камеральных работ (ЦКР)

В 1981г., сразу после образования предприятия № 22, началось создание цеха камеральных работ (ЦКР). Цех
расположился в деревянном пристрое к гаражу экспедиции №165, который несколько лет называли «фотосарай». В то время перед предприятием стояла главная задача — быстрое налаживание камерального производства для подготовки карт к изданию. Уже в первый год образования в ЦКР была налажена печать аэрофотоснимков, изготовление диапозитивов для стереорисовки, изготовление фотосхем, переплётные работы, а затем организована бригада фотограммсгущения. До этого экспедиции создавали только составительские оригиналы, а подготовка карт к изданию выполнялась в цехах ПО «Уралаэрогеодезия». В ЦКР были установлены фототрансфоматор, светокопировальная рама, фотонаборная установка, пробопечатный станок и другое необходимое оборудование. ЦКР обеспечивал камеральные бригады
экспедиций основами, пластиками и другими материалами.

За короткий срок камеральные бригады ЦКР и экспедиций освоили подготовку карт к изданию способом черчения на бумаге с составлением макетов ретуши и макетов фоновой закраски, а затем сложное черчение на пластиках, с передачей материалов непосредственно на картфабрику. С внедрением компьютерной техники отпала необходимость в различных фоторепродукционных, проявочных и других работах при подготовке карт к изданию. Сейчас ЦКР выполняет комплекс камеральных работ по созданию цифровых топографических карт и планов разных масштабов. В его составе есть полевая партия.

Руководителями ЦКР были: Воловик Пётр Иванович, Карпенко Иван Михайлович, Махортова Галина Борисовна, Богатырь Николай Иванович. Заместителями были Шевчук Зинаида Михайловна, Колесникова Инна Николаевна.

Сейчас ЦКР руководит Беренгарова Галина Михайловна.

Тюменский геодезический центр (ТГЦ) образован в 1989году. ТГЦ выполняет работы по инвентаризации земельных участков для физических и юридических лиц и садовых участков для целей земельной реформы. Руководителями ТГЦ были: Шпет Анатолий Филиппович, Саранцев Виктор Алексеевич, сейчас — Франц Николай Андреевич.

В 2007г. образован Тюменский региональный аттестационный центр, руководитель Тарасцов Николай Михайлович.

Первые аэрогеодезические предприятия относились к Министерству внутренних дел, а затем к Министерству геологии. С 1967г. предприятия подчинялись ГУГК при СМ СССР. После развала СССР и упразднения ГУГК, ЗапсибАГП входило в состав Комитета по геодезии и картографии Министерства экологии и природных ресурсов РФ, в Федеральную службу геодезии и картографии России, в Федеральное агентство геодезии и
картографии Министерства транспорта РФ. Сейчас ФГУП «ЗапсибАГП» входит в состав Федеральной службы государственной службы регистрации, кадастра и картографий Министерства экономического развития РФ (Росреестр).

После создания ФГУП «ЗапсибАГП» выполнен большой объём полевых и камеральных работ по обновлению топографических карт масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 традиционными методами, в том числе и по космическим фотоснимкам. Кроме этого, были созданы карты для открытого пользования из серии «Карты городов России» и другие.

1965годС вхождением в новые экономические условия ФГУП «ЗапсибАГП» успешно перешло и внедрило в производство новые современные технологии на полевых и камеральных процессах.

С появлением компьютерной техники все подразделения предприятия полностью перешли на создание цифровых топографических карт масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000 с одновременным обновлением. Составлены цифровые планы городов и других населённых пунктов в масштабе 1: 2 000, созданы электронные планы подземных коммуникаций
городов Тюмень, Тобольск, Ялуторовск, Заводоуковск в масштабе 1:500, продолжаются полевые и камеральные работы на нефтегазовых месторождениях по созданию цифровых карт и планов горных отводов в разных масштабах.

Немаловажную роль в освоении новых процессов и переходе от одной технологии к другой сыграла образованная в 1983г. редакторская служба предприятия №22. За это время службой собраны справочные и статистические материалы, разработаны технические документы, необходимые для работы филиалов и ЦКР.

С появлением электронных геодезических приборов и вычислительной техники значительно упростились полевые измерения. Полевые бригады выезжают в районы работ на автотранспорте. Улучшились условия их жизни в полевых условиях. Несмотря на это, праздничный тост геодезистов и топографов «за тех, кто в поле», сохраняется по традиции.

ФГУП «ЗапсибАГП» принимает активное участие в Федеральной целевой программе «ГЛОНАСС» по созданию навигационных карт.

Одним из направлений топографо-геодезических работ ФГУП «ЗапсибАГП» является инвентаризация земельных наделов муниципальных образований, юридических и
физических лиц, для целей земельной реформы.

Руководителями предприятия в разные годы были: Шляхов Анатолий Алексеевич, Беренгаров Анатолий Олегович, а главными инженерами — Сильванский Анатолий Владимирович, Беренгаров Анатолий Олегович, Николайчук Василий Фомич.

Сейчас предприятие возглавляет Цуркану Андрей Иванович.

Золотым фондом ФГУП «ЗапсибАГП», безусловно, являются кадры. По возрастным группам численность инженерно-технических работников складывается следующим образом:
До 40 лет 171 человек;

41-60 лет -93 человека;

614э0 лет -116 человек;

свыше 60 лет-10 человек

Сплав молодости и опыта.

За многолетний, добросовестный и самоотверженный труд 41 работник предприятия награждены Правительственными наградами:

Орденом Ленина 1 человек,

Заслуженный работник Геодезии и картографии 18 ИТР,

Орденом Дружбы 2 человека,

Орденом Трудового Красного Знамени 2 человека,

Орденом Почёта 2 человека,

Медалями «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса «Западной Сибири» 16 ИТР и рабочих.

Ведомственные награды имеют:

Отличник геодезии и картографии 263 работника,

Почётный геодезист 79 работников.

Просто поражаешься «каторжному трудолюбию» наших геодезистов и топографов, испытываешь глубокое чувство уважения к этим людям.

Невозможно назвать поимённо всех ветеранов и молодых специалистов, внёсших огромный вклад в развитие предприятия и освоение новых технологий.

© 2019 АО "ЗапсибАГП"
Powered By DynamiX